В современном мире все течет и все меняется, причем в самых разных направлениях. Бензин дорожает, услуги такси становятся дешевле, стоянки в центре города становятся платными, да и свободных мест даже на них днем не найдешь, появляются новые предложения — модный ныне КарШеринг, или аренда автомобиля без водителя.
И у многих возникает вопрос — стоит ли приобретать в таких условиях собственный автомобиль? Потому что вопрос затратный, хлопотный.
А ведь кто-то ставит себе и другой вопрос, приобретать второй автомобиль или нет?
Кто-то решает этот вопрос для себя иррациональным способом, т. е. опираясь на эмоции.
Вот любит человек держать руль в руках или готов возиться с любимой машиной днем и ночью — так его ни какие рациональные доводы не убедят, да и не нужно это.
Другой, наоборот, ни за что не сядет за руль, даже если это будет трижды выгодно — ну «не лежит душа к управлению автомобилем» - и здесь тоже ничего не поделать.
Рассуждения ниже не для таких людей. Они уже свой выбор сделали.
Давайте постараемся подойти к вопросу рационально.
Сразу нужно сказать, что однозначного идеального решения нет и быть не может. Поэтому мы постараемся проанализировать ситуацию, опираясь на определенные исходные данные, которые, конечно, у всех индивидуальны.
Но мы попробуем рассмотреть некие обобщенные случаи, к которым каждый добавит свои нюансы и, возможно, это позволит принять правильное решение.
Хотя полностью абстрагироваться от иррациональности очень трудно ниже мы будем сосредоточены на экономическом вопросе, а иррациональные моменты рассмотрим отдельно.
Для приведения ситуации к общему знаменателю отправной точкой мы берем этап жизни человека, когда у него нет автомобиля.
Конечной точкой мы так же рассматриваем человека уже без автомобиля (т. е. автомобиль, если был куплен, то уже продан).
Потому что те, кто будет пользоваться такси или арендой они ведь не имеют автомобиля.
Расчет будем производить за определенный период пользования транспортным средством (от года до 10 лет).
В этом расчете мы не учитываем стоимость кредита (если автомобиль приобретается в кредит), но в дальнейшем в комплексном калькуляторе стоимости содержания авто мы это обязательно учтем.
Для всех расчетов нам потребуется следующая информация:
- Модель и возраст автомобиля, который бы вас устроил (здесь выбор из легковых автомобилей разного класса, если вы предпочитаете джип или кроссовер, то у вас нет выбора, вам придется приобретать автомобиль).
- Как часто планируете менять автомобиль (на какой срок эксплуатации приобретаете авто)
- Стоимость стоянки, руб./мес (ставите 0, если автомобиль у вас в своем гараже или просто возле дома, здесь можно указывать сумму всех стоянок и ночных и дневных, какие у вас есть)
- Будете ли страховать по ОСАГО — страховка, конечно, обязательна, но кто-то и не страхует.
- Будете ли страховать по КАСКО — добровольная страховка не обязательна, но многие ею пользуются.
Расчет ориентирован на жителей больших городов, и исходные параметры взяты именно для них. Ситуацию для малых городов мы рассмотрим отдельно.
Итак, давайте выделим следующие ситуации, в которых нужно воспользоваться автомобилем:
- передвижение в черте города, на работу и домой, поездки по магазинам, друзьям, родственникам - «Человек обычный»
- дополнительно к п.1 регулярные поездки по служебным надобностям, т. е. использование автомобиля как рабочего транспорта - «Служебный водитель»
- дополнительно к п.1 регулярные поездки на дачу - «Дачники»
- дополнительно к п.1 регулярные поездки за город — отдых на природе, охота, рыбалка - «Рыболовы»
«Человек обычный»
Сначала попробуем дать чисто экономическую оценку, сравнив личный автомобиль, такси и аренду.
Что для этого потребуется.
Зная примерно средний километраж одной поездки, мы посчитаем количество поездок и потом это умножим на стоимость одной средней поездки на такси.
Для аренды мы рассчитаем продолжительность всех поездок, взяв среднюю скорость передвижения по городу, и умножим это время на стоимость аренды.
Проще расчет получается если у вас уже есть авто и вы хотите оценить ситуацию для себя.
Для этого нужно просто знать ваш средний ежемесячный пробег по городу (т. е. исключив все междугородние и загородные поездки).
Если вы не владеете пока автомобилем или не знаете среднемесячного пробега по городу, то в этом случае исходными данными будут планируемые поездки.
Нужно знать расстояние от дома до работы — если укажете 0, то это означает, что вы не будете ездить на работу на автомобиле.
Далее вы посчитайте примерно, сколько поездок на такси вы планируете совершать в месяц дополнительно (не на работу) и укажите предполагаемую среднюю стоимость вашей поездки.
Считаем:
Итоги расчета:
Экономический выбор:
Наименование | Затраты | Экономия | |||
---|---|---|---|---|---|
в месяц | в год | в месяц | в год | в % | |
На такси | |||||
На аренду автомобиля | |||||
На личный автомобиль | - | - | - |
Такси
На работу и по магазинам
Расчетное количество поездок в месяц 25
средняя стоимость одной поездки на такси, руб. 280
Расчетный пробег в месяц, км
поездки на работу
дополнительные поездки
Стоимость такси до работы
Полная сумма затрат за весь период, руб.:
Поездки на дачу
Стоимость одной поездки такси до дачи (в одну сторону), руб.:
Полная сумма затрат на такси за весь период, руб.:
Использование по работе
Стоимость одной поездки на такси, руб.:
Полная сумма затрат на такси за весь период (без учета суммы компенсации), руб.:
Аренда Автомобиля
Аренда автомобиля при поездке на дачу неприемлема
Расчетное время аренды, мин в том числе:
на личное использование:
на использование по работе:
Личный Автомобиль
Расчетный пробег в месяц, км
Затраты на бензин в мес, руб.
Затраты на содержание за весь срок экспл.
в том числе:
- ремонт и обслуживание
- страховка ОСАГО
- сраховка КАСКО
- оплата процентов по кредиту
Потеря стоимости за весь срок экспл.
Расчетная стоимость км у автомобиля, исходя из всех затрат (без учета стоимости бензина)
Как видите, результаты расчетов могут быть очень интересными.
Из расчетов можно сделать вывод, чем меньше вы предполагаете ездить, тем выгоднее будет использовать такси.
Аренда авто выгодна только в том случае, если у вас в городе нет пробок, т. е. достаточно высокая средняя скорость передвижения.
Если сравнить два приведенных способа расчета (от пробега и от количества планируемых поездок) то можно обнаружить, что при первом способе расчета и такси, и аренда порой очень не выгодны, тогда как при втором способе не так редко выгоднее остановиться на использовании такси. Почему?
Например, мы планируем, что у нас будет в среднем 1 поездка на такси в день дополнительно к поездкам на работу. Итого мы ставим цифру 30 поездок в месяц. С поездками на работу это будет всего 70 поездок. А если пересчитать средний километраж, который получается при использовании автомобиля в количество поездок, то получается. 120-150 поездок. В полтора, а то и 2 раза больше.
Дело в психологии.
Уже имея автомобиль, мы им пользуемся, редко задумываясь об экономике. Надо поехать — поехали. Поэтому средний пробег получается не маленький и если это все перевести в количество поездок на такси, то получается цифра существенно больше, чем та о которой мы говорим при планировании поездок на такси.
О чем это все говорит.
С одной стороны это говорит нам о том, что можно здорово сэкономить на бюджете поездок, если с автомобиля пересесть на такси. Ведь над каждой поездкой будешь задумываться стоит или не стоит?
С другой стороны это говорит нам о том, что мы будем себя существенно ограничивать в мобильности, в 1,5 -2 раза, что бы получить реальный экономический эффект. А будет ли нам от этого комфортно? И это уже из разряда иррациональных оценок, про которые говорим здесь.
Размышления для других ситуаций использования автомобиля читайте во второй части.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.
Комментарии
такси или аренда (КарШеринг)?
Рациональный расчет. Часть 1.