Планирование семейного бюджета завершено — документ принят. Что дальше?
Дальше с ним нужно работать. В чем заключается работа с бюджетом? Можно выделить три основных момента:
- ведение
- исполнение
- анализ
Первые две работы выполняются постоянно в течение периода, на который составлен бюджет, анализ семейного бюджета обязательно выполняется один раз по завершению периода и по желанию в любой произвольный момент столько раз, сколько посчитаете нужным.
Ведение бюджета — это наверняка самый трудоемкий элемент работы с этим документом.
Потому что это кропотливый ежедневный труд, требующий внимательности и ответственности. Вот здесь мы и поговорим о том как вести семейный бюджет.
Исполнение семейного бюджета — это тоже ежедневный труд, но немного другой и о нем будет другая статья.
Что такое ведение семейного бюджета.
Ведение семейного бюджета может осуществляться совершенно разными способами. Этот процесс еще называют учетом семейного бюджета.
И это очень похоже на учет денег или учет расходов.
Отличие состоит в степени детализации и в том, что мы не просто ведем учет расходов, а сопоставляем расходы с бюджетом.
Когда мы ведем бюджет, мы не просто фиксируем доходы и расходы, а обязательно соотносим, по какой статье бюджета была совершена операция поступления или расхода.
Главная задача, которую решает ведение семейного бюджета — это подсчет оставшихся денег, выделенных на каждую статью. Это нужно для того, что бы качественно исполнять бюджет.
Для ведения бюджета можно вести учет доходов и расходов, а можно просто фиксировать увеличение или уменьшение суммы по статье бюджета без конкретной детализации.
Какой вариант выбрать вам?
- Если вы не ведете учет расходов, если вы только начинаете работать с бюджетом и у вас небольшое количество статей, то можно воспользоваться вариантом без детального учета.
- Если вы хотите контролировать большое количество статей, то вам без полного детального учета совершаемых операций просто не обойтись. Вы можете «потеряться» в то что вы уже учли, а что нет и на какую статью что вы отнесли. Без детального учета разобраться в этом будет сложно, а то и невозможно.
Примеры вариантов ведения бюджета
Без детального учета
Мы совершили какую-то покупку (например, купили рубашку), нам необходимо соотнести эту покупку к одной из статей нашего бюджета (рубашка это одежда, значит, мы выбираем статью бюджета «Одежда»), и уменьшить сумму этой статьи на стоимость рубашки. Например, на одежду в месяц было запланировано потратить 5000 руб., а рубашка стоит 1500 руб. После приобретения рубашки оставшаяся сумма на одежду составит 3500 руб.
Данный вариант самый легкий, не требующий большой писанины или использования каких-либо сложных программ. Однако у этого способа есть существенный недостаток — перепроверить ведению бюджета можно только опираясь на память участников бюджета, а это не очень достоверный способ.
С детальным учетом
Для этого варианта необходимо вести учет расходов и доходов с той или иной степенью детализации.
Минимум что должно фиксироваться, что приобретено, когда приобретено и на какую сумму. И в дополнении к этой информации мы в записи добавляем статью нашего бюджета. А далее так же уменьшаем остаток суммы по статье на сумму совершенных затрат.
Этот вариант позволяет полностью проверить ведение бюджета, корректность расчета сумм и правильность соотнесения совершенных затрат на имеющиеся статьи.
Но это более трудоемкий и кропотливый вариант данной работы.
Способы ведения семейного бюджета.
Главное условие при выборе способа ведения бюджета — способ должен быть понятен всем участникам бюджета. Если это не так, то надо либо выбрать другой способ, либо обучить данному способу всех, что бы каждый мог прочитать бюджет и в нем разобраться. В противном случае в перспективе вы получите много вопросов и значительную дозу недоверия, которая, в конечном итоге, приведет к прекращению ведения бюджета или выходу из бюджета каких-то его участников.
Сразу оговоримся, что во всех примерах рассматривается бюджет на месяц.
Способов достаточно много от простейших до сложных. Однако всех их объединяет две решаемых задачи:
- возможность распределения имеющихся средств на статьи бюджета.
- возможность ограничения расходования средств на статьи бюджета.
Все остальные возможности, которые предоставляют различные системы ведения семейного бюджета — это сервисные, информационные и др.
Метод конвертов
Давайте рассмотрим самый простой, с точки зрения понимания, способ ведения бюджета — это способ конвертов или кубышек, или мешочков. Применять его в реальной жизни сложно, потому что он очень упрощен, но некоторые с этого начинают.
Его суть состоит в том, что все полученные деньги согласно договоренностям распределяют по конвертам, которые соответствуют количеству отобранных для контроля статей расхода. В приведенном нами примере про составление бюджета все деньги распределяются по пяти конвертам. На каждом конверте стоит соответствующая надпись:
- продукты
- коммунальные платежи
- одежда
- в копилку на отпуск
- прочие расходы
Когда нужно потратить на что-то деньги, то они берутся из соответствующего назначению затрат конверта, например, пошли в магазин за продуктами — взяли деньги из конверта продуктов, пошли за одеждой — взяли из конверта с одеждой.
Деньги из конверта «на отпуск» можно сразу положить в банк на счет, на котором осуществляется накопление на отпуск — копить деньги дома в конверте мы не рекомендуем. Во-первых, это менее безопасно, чем в банке, во-вторых, есть высокий соблазн на что-то их потратить.
В один прекрасный момент в конверте «на одежду» деньги закончились. Это означает, что тратить на одежду в этом месяце больше нет возможности и покупки нужно отложить на следующий месяц или …. и начинается другая работа — исполнение бюджета. Вот все нюансы исполнения бюджета не зависимо от способа его ведения мы рассматриваем в отдельном материале «Исполнение бюджета».
Как мы видим, что данный способ требует минимальной трудоемкости ведения — единожды в месяц разложить деньги по конвертам согласно договоренностям и все.
Но у этого способа есть множество недостатков, которые делают его сложно применимым в жизни.
Бумажные бюджеты
Все остальные способы ведения семейного бюджета, так или иначе связанны, с ведением записей в том или ином объеме, поэтому мы их все объединили одним названием «бумажные бюджеты». Хотя, конечно, записи могут вестись и не на бумаге, а в электронном документе или даже специальной программе.
Суть данного способа состоит в том, что мы, не меняем привычного порядка обращения с деньгами - они у нас хранятся там, где мы привыкли, в кошелке, на карточке и т. д. Мы тратим их так же привычным способом, рассчитываясь наличными или с карточки.
А для ведения бюджета мы на бумаге тем или иным способом формируем эти самые «конверты», помещая туда виртуальные суммы и вычитая из этих сумм каждый раз, когда мы тратим эти деньги.
Варианты ведения бумажных бюджетов:
- записи в блокноте
- записи на планшетках
- записи в электронных таблицах (например, Excel)
- записи в специальных программах
Каждый из приведенных способов описан в соответствующем документе.
У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Если вы только начинаете и у вас не очень много статей бюджета, то разумно начинать с самого простого — с записей в блокноте.
Однако чем больше вы хотите контролировать, чем сложнее становиться ваш учет, тем более совершенный инструмент вам придется использовать.
Успехов вам и достижений.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.