Планирование семейного бюджета

Итак, этапы определения финансовых целей и составления бюджета позади. Теперь бюджет нужно спланировать.

Планирование бюджета — это процесс принятия решения — сколько мы потратим на конкретную статью бюджета за планируемый период (это может быть неделя, месяц, квартал, год и т. п.), его еще называют отчетным периодом.

Кто-то скажет - «так это же просто», а для другого человека это будет практически неразрешимая задача. И оба они не правы. Это действительно не простая задача, но решить ее возможно.

Как правильно начать

Степень сложности планирования семейного бюджета определяют следующие факторы:

  • планируемый период, чем он короче, тем проще спланировать бюджет
  • количество участников бюджета, личный бюджет планируется намного проще, чем семейный и чем больше участников, тем сложнее идет процесс планирования, потому что необходимо учитывать мнения и желания всех участников бюджета. Здесь полезно будет ознакомиться с темой Психологии ведения семейного бюджета
  • количества поставленных финансовых целей, чем больше целей, тем сложнее планировать
  • срочности поставленных финансовых целей, чем более долгосрочные цели, тем сложнее планировать

Итак, планирование семейного бюджета состоит из:

  • Планирования доходов
  • Планирования расходов
    • обязательных
    • целевых
    • остальных
  • сведения баланса бюджета

Можно сделать не сложный вывод, что учиться планировать бюджет нужно в идеале на планировании персонального бюджета, на 1 квартал с задачей достичь в течении этого квартала единственную поставленную финансовую цель, например, купить через 3 месяца новый телефон, или к осени купить новую шубу.

Однако таких идеальных условий бывает редко, поэтому начинать можно и с семейного бюджета и с несколькими целями — главное, начать с максимально простого варианта и по мере освоения его усложнять.

Начинать планирование бюджета необходимо за какое-то время до начала отчетного периода и важно закончить планирование так же до начала отчетного периода.

Откуда брать цифры?

Если мы планируем бюджет впервые, то исходными данными будут являться наши представления о наших доходах и расходах.

Если же мы планируем на регулярной основе, то исходными данными могут быть результаты предварительного анализа исполнения бюджета.

Планирование доходов

Планирование доходов — это самое несложное, что есть в бюджете. Потому что источников доходов этих, почему-то не очень много. И если у вас не так, то я только рад за вас.

Итак, планируя доходные статьи мы определяем какая сумма за планируемый период поступит в семейный бюджет.

Здесь есть один важный нюанс. Рекомендую считать только те деньги, которые планируются к поступлению в первой половине бюджетного периода.

То есть если мы планируем месяц и у вас 10 числа выдается окончательный расчет, а 25 числа аванс, то вот этот аванс лучше считать поступлением уже следующего месяца. Так меньше вероятность возникновения так называемых «кассовых разрывов», когда расходы запланированы и их нужно нести, а денег, которые планировались в бюджете, еще не поступило. И еще вы не так зависимы будете от небольших задержек в выплатах.

Пример спланированного бюджета, доходы:

  • Зарплата папы — 40 000 руб.
  • Зарплата мамы — 35 000 руб.

Итого — 75 000 руб.

При регулярных поступлениях вы все равно на месяц планируете полную сумму вашей зарплаты и практически не замечаете этого нюанса.

А вот если поступления не регулярны, то нужно совершать над собой усилие, что бы деньги, планируемые к получению во второй половине месяца считать поступлениями следующего периода, но постепенно вы к этому привыкните и для вас это будет нормой.

Планирование расходов

Планирование расходов мы разделим на несколько этапов.

Сначала мы спланируем все обязательные расходы — те, без которых мы не можем ни как обойтись. Это, например, оплата коммунальных услуг, погашение кредитов, оплата садика, оплата стоянки, расходы на бензин и прочее.

Затем мы спланируем расходы, связанные с достижением поставленных целей, ведь для этого же мы с вами затеяли ведение семейного бюджета. Например, это может быть накопление на отпуск, или досрочное погашение кредита, или оплата каких либо курсов.

И только после этого мы планируем все остальные расходы, которые хотим контролировать.

Обязательные расходы

При планировании обязательных расходов важно ничего не забыть. Совершенно необязательно под каждый вид расходов создавать свою статью бюджета. Она вообще может быть одна: «Обязательные расходы», но в этом случае ее желательно расшифровать, что в нее входит, что бы быть уверенным, что ничего не забыли.

Пример планирования обязательных расходов:

  • Квартира — 10 000 руб. (коммунальные, капитальный ремонт, охрана двора).
  • Транспорт — 8 000 руб. (стоянка автомобиля, бензин, мойка 2 раза)
  • Дети — 8 500 (садик, школьные обеды, танцы, репетитор)
  • Продукты — 15 000 руб.
  • Погашение ипотеки — 9 000 руб.

Итого 50 500 руб.

В этом разделе вы должны учесть все расходы, от которых не можете отказаться по объективным (внешним) причинам, например,

  • продукты — кушать же хочется,
  • коммунальные платежи — вы же живете в квартире и не хотите, что бы вас выселили,
  • кредиты — раз деньги взяли в долг, то их нужно отдавать

и так далее.

Что будет дополнительно входить в перечень обязательных расходов — это предмет договоренности участников бюджета.

Например, папа пожелает, что бы в обязательные расходы были включены расходы на еженедельное посещение бани, а мама - на посещение маникюра. И это нормально, однако важно не переусердствовать и лучше начинать с того, что действительно является жизненно необходимым.

Расходы для достижения целей

Пример статей выделенных для достижения целей:

  • новый телефон маме — 2 000 руб.
  • досрочное погашение ипотеки — 5 000 руб.

Итого — 7 000 руб.

Здесь мы фиксируем статьи, которые позволят нам достичь поставленных целей. Как я уже писал, начинать надо с небольшого количества и, желательно, краткосрочных целей.

Остальные расходы

А вот здесь мы планируем все остальное. И здесь статьи бюджета могут меняться каждый период, в зависимости от того, на что нам важно проконтролировать резервирование денег.

В самом простом случае здесь одна статья «Прочие расходы» и на нее остается:
75 000 — 50 500 — 7 000 руб. = 17 500 руб.

Итак, в нашем примере получилось:

  • Подготовка к школе — 6 000 руб.
  • Баня — 2 000 руб.
  • Спорт — 1 500 руб.
  • Прочие расходы — 5 000 руб.

Итого — 14 500 руб.

Но если, например, приближается учебный год и важно, что бы были деньги на школьную форму, учебники, рюкзак и обувь, то могут появиться соответствующие статья - «подготовка к школе» - 6 000 руб.
Если папа еженедельно хочет, что бы семья ходила в баню, то появиться статья «Баня» - 2 000 руб.
Если мама хочет держать себя в форме, то будет статья «Спорт» - 1 500 руб.
И так далее.

Эта оставшаяся часть средств, которые условно назовем «свободные» очень быстро «разбирается» участниками бюджета под свои нужды. И именно она требует наибольшего внимания, так как согласительный процесс может быть очень не простым.

Статья «Прочие расходы» - очень важная статья и обязательно должна присутствовать в бюджете и поначалу на нее могут отводиться значительные суммы, потому что мы либо не можем спрогнозировать (мы же только учимся), либо не хотим слишком детализировать наш бюджет.

Эта статья включает в себя все расходы, которые нам не очень важны и мы не особо хотим их контролировать, но они все равно есть и на них нужно выделять деньги.

Баланс бюджета

В конце мы подводим итог — считаем все доходы и расходы и получаем так называемый баланс бюджета.

В нашем примере это:

  • Доходы — 75 000 руб.
  • Обязательные расходы — 50 500 руб.
  • Расходы на достижение целей — 7 000 руб.
  • Остальные расходы — 14 500 руб.

Баланс бюджета: 75000-50500-7000-14500 = 3000 руб.

В нашем случае баланс получился положительным, так бывает не всегда, баланс может получиться и отрицательным, если запланированные расходы превышают доходы.

Если баланс бюджета получается положительным, то это означает, что мы имеем свободные средства, которые можем дополнительно распределить по статьям бюджета.
Если баланс отрицательный, то мы имеем перерасход и это означает, что какие-то статьи бюджета придется уменьшать, что бы привести баланс как минимум к нулевому.

Рекомендую, в процессе учебы работы с бюджетом, при положительном балансе оставшуюся разницу добавлять к статье «Прочие расходы», а когда почувствуете уверенность, то к статьям на достижение целей.

На этом планирование семейного бюджета завершено, в итоге мы получили вот такой документ: 

Доходы:

  • Зарплата папы — 40 000 руб.
  • Зарплата мамы — 35 000 руб.

Итого — 75 000 руб.

Расходы:

Обязательные:

  • Квартира — 10 000 руб. (коммунальные, капитальный ремонт, охрана двора).
  • Транспорт — 8 000 руб. (стоянка автомобиля, бензин, мойка 2 раза)
  • Дети — 8 500 (садик, школьные обеды, танцы, репетитор)
  • Продукты — 15 000 руб.
  • Погашение ипотеки — 9 000 руб.

Итого 50 500 руб.

Достижение целей:

  • новый телефон маме — 2 000 руб.
  • досрочное погашение ипотеки — 5 000 руб.

Итого — 7 000 руб.

Остальные расходы:

  • Подготовка к школе — 6 000 руб.
  • Баня — 2 000 руб.
  • Спорт — 1 500 руб.
  • Прочие расходы — 8 000 руб.

Итого — 17 500 руб.

Баланс бюджета — 0 руб.

Теперь самый сложный этап — это ведение семейного бюджета.

Успехов вам и достижений.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.

Комментарии  

0 # Анастасия 02.10.2019 15:53
Супер, я так и делаю!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий