Итак, вы решили составить семейный бюджет. Если вы не знаете что это такое, то вам сюда.
Предварительная подготовка.
Вы думаете это первый шаг работы с бюджетом? Вы ошибаетесь, давайте вспомним, с какой целью составляется семейный бюджет? Вспомнили? Первый шаг — это определение финансовых целей, если они не определены, то вам бюджет вряд ли понадобится.
Если вы со всем разобрались и цели вам ясны, то делаем следующий шаг.
Как же правильно составить семейный бюджет?
Составить — это значит определить из чего состоит наш бюджет. Это не планирование бюджета — это совсем про другое.
Наш бюджет глобально состоит:
- из доходов и расходов, это раз,
- из тех, что эти доходы и расходы совершает это два.
Если же это все "приземлить", то нужно определится:
- со статьями доходов и расходов. Можно их называть категориями, группами, видами и, наконец, типами поступлений и затрат. Однако в финансовом мире устоялось название «статья», поэтому мы будем пользоваться именно этим термином, хотя иногда для красоты языка будем употреблять и другие.
- с участниками бюджета. Кто-то вообще не имеет представления кто это такие, однако это очень важный момент, если его не проработать, то это может стать причиной краха семейного бюджета.
Да, и надо определиться со способом ведения бюджета — это не является частью бюджета, но это инструментарий, который позволит нам работать с финансами наиболее эффективно и комфортно, но об этом уже в другом материале.
После этого можно переходить к планированию семейного бюджета.
Определение статей доходов и расходов.
Для того, что бы заниматься бюджетом нужно определить группы поступлений и затрат, на которые мы будем распределять все доходы и расходы.
Под группами понимается объединение всех расходов, по какому-то признаку, например, группа «развлечения», по договоренности в нее могут входить все затраты на походы в кино, театры, кафе, рестораны, дискотеки, клубы и так далее.
Эти группы нужны для контроля, что деньги под данную статью зарезервированы и для ограничения расходов по определенным статьям расходов. Отсюда делаем вывод, что список групп должен содержать только то, что мы хотим контролировать.
Количество и детализация статей зависят от многих факторов. Понимание того, что нужно, а что нет из этих групп придет только с опытом. В каждом бюджете может быть свое индивидуальное разделение на группы. И даже с течением времени в бюджете одной и той же семи группы могут появляться и исчезать.
Ну, а если вы только учитесь, то начинать надо с малого. То есть количество групп не должно быть большим и они должны быть укрупнены.
Важно соблюдать правило, что все доходы и расходы должны быть распределены по группам.
Примеры групп доходов:
|
Примеры групп расходов:
|
Причем группы могут делиться на подгруппы, например, продукты делятся на молочные, мясные, сладости и др.
Еще раз отметим, что начиная работать с бюджетом очень желательно ограничиться небольшим количеством групп — это существенно облегчит вашу работу по привыканию к бюджету и к его пониманию.
Например, для начала группы могут быть такие:
Доходы
|
Расходы
|
Статьи «прочие доходы» и «прочие расходы» обязательны для каждого бюджет, потому что совершенно нет необходимости по некоторым доходам/расходам создавать отдельные статьи.
В дальнейшем, вы будете пытаться понять, а что же у вас накапливается в этих волшебных группах «прочие ...» и при необходимости выделять какие-то новые группы, которые хотите контролировать.
Из приведенного примера можно понять, что цель ведения данного бюджета - это накопления денег на отпуск — эта статья расходов находится под контролем. Так же в этом примере в обязательном порядке резервируются деньги на коммунальные платежи, продукты и одежду.
Участники бюджета
Когда мы говорим про то, что семейный бюджет — это главный финансовый документ семи — это означает, что он оказывает влияние на каждого члена семьи. Но все ли члены семьи при этом должны участвовать в работе с бюджетом? Конечно нет.
С семейным бюджетом работают участники бюджета - это лица принимающие решение о том, тратить деньги, взятые из этого бюджета, или нет.
В обычной семье с несовершеннолетними детьми, как правило, участниками бюджета являются мама и папа. Потому что все решения по поводу покупок совершаются ими.
Но ведь ребенок тоже может пойти и купить себе мороженое, пирожок или билет в кино. Да, может, но он, либо действует с разрешения родителей (если он еще мал) или же принимает решение, но в рамках своих карманных денег, а это уже его личный бюджет (хотя он этого может и не осознавать), а в семейном бюджете есть статья расходов - «карманные деньги ребенка».
Сложнее с определением участников обстоят дела тогда, когда дети подрастают и начинают сами зарабатывать, вносить вклад в общий семейный. Или когда семья живет вместе с чьими-то родителями.
В этих ситуациях обязательно нужно определять границы бюджетов и их участников.
Если взрослый ребенок, который уже живет своей самостоятельной жизнью живет с вами, то вы должны принять решение:
- либо вы его продолжаете содержать — тогда ваш семейный бюджет только ваш, а то что зарабатывает ребенок — это его личный бюджет.
- либо вы договариваетесь о том, что ребенок какую-то сумму заработанных денег вносит в семейный бюджет, а остальное оставляет себе (формируется раздельный семейный бюджет, по отношению к ребенку). В этому случае ребенок является участником, если он принимает самостоятельное участие в семейных покупках (т. е. принимает решение покупать/не покупать). Если он в этом не участвует, то он может и не являться участником бюджета.
- либо вы вместе с ребенком ведете единый семейный бюджет (общий, а лучше смешанный), в этом случае он полноправный участник бюджета.
Зачем нам определять участников бюджета? Это важно, потому что они имеют определенные права и обязанности.
Участники имеют право:
- участвовать в планировании и принятии бюджета
- знакомиться с текущим состоянием исполнения бюджета
- участвовать в анализе исполнения бюджета
- самостоятельно принимать решение о совершении расхода в соответствии с выделенными суммами на определенную статью.
Участники обязаны:
- обеспечить отражение в бюджете все совершенных в рамках бюджета расходов (либо самостоятельно, либо через назначенного ответственного). Звучит очень серьезно, потому-что это действительно важная обязанность. Как ее правильно обеспечить мы рассматриваем в материале «Исполнение бюджета»
- участвовать в планировании и принятии бюджета
- осуществляя расходы принимать во внимание оставшиеся суммы на тех статьях, по которым совершается расход, с целью недопущения перерасхода средств.
Важно! Ни кто кроме участников бюджета не имеет права принимать решения о совершении каких-либо затрат в рамках бюджета.
Для исполнения обязанностей и прав каждый участник должен понимать тот способ ведения бюджета, который применяется.
Как видим, участником семейного бюджета быть не просто, поэтому каждый должен это осознавать.
Успехов вам и достижений.
С уважением к вам и вашим финансам, Андрей.